bis bald
А всё-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем, поужинать в Яр, заскочить хоть на четверть часа...

 

Несколько мыслей, не вписавшихся в общий ход рассуждения:

 

Уайльд - не демон, совешенно не демон. он эстет, что не то же самое. Эстет, может, до мозга костей (хотя в моем сборнике нет De Profundis, которые могли бы спасти репутацию книги и ответить мне на этот вопрос). Кафка - демон. Читайте Кафку.

 

Обри Бердслей заинтересовал меня положительно раньше Уайльда,но в голове всегда был потрясающим иллюстратором "Соломеи", что таким образом навеки связало для меня Бердслея и Уайльда. Тем не менее, не смотря на внешнюю схожесть их образов жизни и судеб, мне кажется, что это только поверхностное сходство, имеющее в корне разные причины. В таланте Бердслея я убеждена, я наблюдала за ним, восхищалась альбомами. Если бы "Портрет Дориана Грея" также был талантлив, я непременно говорила бы о сходстве этих творцов. Видимо, стоит читать "Соломею".

 

У меня была большая книга сказок Уайльда с красивыми иллюстрациями. Я их очень любила, и с детства вынесла, как замечательный мир. Больше всего мне нравилась "Соловей и роза" и "Замечательная ракета", и не сказала бы, что этот человек написал "Портрет Дориана Грея". Почему?

 

Роман завязан на портрете, как отражении души Дориана Грея. Второй узел: сам Дориан и процесс его совращения лордом Генри. В обоих случаях так или иначе фигурирует Дориан, однако его мысли и чувства, то, что творилась в голове у него все это время, почему-то остается за кадром. Мы видим только последствия этих решений. То немногое, что описывается (а это первая встреча с Генри, смерть Сибиллы и последующий разговор с художником, страх после убийства) могло быть куда полнее и глубже.

 

Шанс Дориану на спасение не дается в общем-то. Он есть, но также есть и почти уверенность, что он им не воспользется. Конечно, это намеренно и таковы взгляды мистера Уальда. Но это делает Дориана однобочее.

"Искусство ради искусства" и "гимн Красоте", как форме, вышестоящей над искусством, в чистом виде (не отягощенными комментариями мистера Уайльда) мною принимаются. "Красота кончается там, где начинается интеллект" - рассматриваются наоборот: именно интеллект делает лицо прекрасными. Красивое лицо - это самостоятельная форма, она существует и без интеллекта, однако, она не прекрасна.

 


@темы: книги